Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.09.2024, 12:59

Сайт учителя начальных классов Ширинской Гульмиры Юнусовны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Заботливым родителям

                          

Режим работы в 2023/2024 учебном году

Учебный год начинается 1 сентября 2023 года.
Продолжительность учебного года

2 класс                           34 учебные недели  

 Продолжительность учебного года по четвертям:
1 четверть                              2 четверть                                3 четверть                                     4 четверть
с 01 сентября                        с 07 ноября                               с 09 января                                   с 25 марта 
по 27 октября                        по 30 декабря                           по 15 марта                                  по 25 мая
2023 года                              2023 года                                   2024 года                                     2024 года
     

 Продолжительность каникул:
осенние                               зимние                                        весенние                           летние
с 28 октября               с 31 декабря 2023 года                    с 16 марта                        с 26 мая
по 06 ноября             по 08 января 2024 года                     по 24 марта                     по 31 августа
2023 года                                                                                2024 года                        2024 года    
                  

 Продолжительность рабочей недели – 5 дней.

 Продолжительность уроков:

Во  2 классе - 45 минут.

 Расписание звонков:

Урок               Время урока                Продолжительность                 

                                                                перемены                                                                         

1.                     08.15 - 09.00                       15 минут

2                      09.15 - 10.00                      15 минут

3                     10.15 - 11.00                       15 минут

4                     11.15 - 12.00                       15 минут

5                     12.15 - 13.00             

 

                        РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

Понедельник                                         Вторник                                     Среда

1.                                                1. Русский язык                              1. Литературное чтение

2.Литературное чтение            2. Физическая культура                 2.Русский язык          

3.Русский язык                          3.Математика                                 3.Математика

4.Математика                           4. Английский язык                         4.Физическая культура                                                                     

5.Окружающий мир                  5.Литературное чтение                  5.Окружающий мир 

                                                                                                                  

Четверг                                              Пятница                     

1. Литературное чтение          1. Литературное чтение               

2.Русский язык                         2.Русский язык                

3.Английский язык                   3.Математика                       

4.Технология                            4.ИЗО     

5.Музыка                                          

 

 

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ, ИЛИ О ДОМАШНИХ ЗАДАНИЯХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Вначале – документы. 
В главе 7 «Требований к организации образовательного процесса» Санитарных норм и правил читаем: «131. Домашние задания учащимся 1-го класса не должны задаваться в течение всего учебного года». Казалось бы, все четко и однозначно, о чем тут еще говорить?

А теперь зададим аналогичный запрос: «Ok, Google» – и сразу же получаем 3 810 000 ссылок! Прежде всего – это всевозможные родительские форумы, на которых обсуждается объем и содержание домашних заданий в первом классе (от некоторых историй просто оторопь берет, типа уроков, заданных уже 3 сентября, или о требовании подготовить реферат на 10 страниц).

Также широко представлены позиции педагогов, которые можно обобщенно представить в виде ответа О.В. Узоровой, хорошо известного автора различных учебных пособий для начальной школы: «Лично мое мнение – домашние задания нужны с первого класса. Поверьте опыту учителей с многолетним стажем. Если вы не приучите своего ребенка к выполнению домашних заданий в первом классе, то намучаетесь во втором».

Кроме того, довольно много сайтов с показательными названиями: «Готовые домашние задания в первом классе», «Как помочь делать в первом классе домашние задания», «Как готовить домашние задания в первом классе», «О домашних заданиях первоклассников» и т.д...

Могут возразить: «Так ведь это все российские сайты, а не наши!». Только, во-первых, по закону в России домашние задания в первом классе также запрещены, а во-вторых, может быть, у нас и есть учителя начальных классов, которые обходятся без домашки, но лично мне их встречать не приходилось. Вернее, простите, именно «домашних заданий» никто не задает, потому что это называется у кого как: и самостоятельной работой, и закреплением изученного, и повторением пройденного, либо просто на стенде или в чате учителя размещают информацию о том, что делали на уроке … Только все прекрасно понимают не только суть, но и причину подобных эвфемизмов, и именно об этом хотелось бы порассуждать.

Прежде всего хочется обратить внимание, что очень часто в данном вопросе учителя апеллируют к мнению родителей, которые «просят», чтобы детям задавали уроки на дом (кстати, ничего не смущает: просят родители, а выполнять будут дети?). Более того, известны случаи, когда родители пишут расписки о том, что это именно их желание, дескать, учитель здесь не при чем… Интересно, а если родители захотят, чтобы детям «разрешили» переходить дорогу на красный свет, когда они торопятся; или брать булочки в магазине, если они проголодаются, будет ли это тоже можно (если, конечно, составить письменное заявление и собрать подписи…). Неужели родители не понимают, что подобной просьбой они толкают учителя на должностное преступление? Более того, невольными соучастниками становятся и дети, ведь не зря мы так тщательно маскируем сам термин, чтобы они вдруг нечаянно не проболтались. А так любому проверяющему первоклассники искренне ответят, что «домашних» заданий им не задают!

И все-таки, очень хочется понять, ради чего такие жертвы, почему мы массово занимается обманом, если все же называть вещи свои именами?

Аргументы или "аргументы"?

Итак, основные доводы следующие: «Домашнее задание приучает ребенка к ответственности и самостоятельности, это его работа», «Для того, чтобы выработался навык, нужна тренировка, урока для этого мало», «Привыкнут ничего не делать и не заставишь потом». Наиболее демократичные учителя пропагандируют «щадящий» режим: заниматься по 10-15 минут в день, прописывать всего по несколько строчек, причем не дома, а в группе продленного дня под руководством воспитателя или вообще рекомендуют выполнять задания добровольно, по желанию. Кажется, все верно, все хорошо, какие могут быть возражения, но, может, попробуем проанализировать каждый из аргументов?

Начнем с самостоятельности. Ключевым в этом понятии является корень «сам». При этом каждый понимает, что вряд ли шестилетка по собственной инициативе сядет за уроки (разве что в первые дни, пока примеряет на себя роль школьника). И поэтому эта функция достается родителям: напомнить ребенку, что уже пора; следить, чтобы он не отвлекался; посидеть рядом, потому что иначе: «Мама, у меня ничего не получается!»; проверить, чтобы не было ошибок и т.д. Все это замечательно, только какое отношение это имеет к самостоятельности? Ведь таким образом наши ученики каждодневно привыкают совсем к другому: пока не скажешь – делать не надо! (несколько напоминает дрессированных собачек, те тоже ждут команду…). И к тому же возникает закономерный вопрос: а почему родителям приходится с детьми сидеть и во втором классе (и в третьем, а иногда и в четвертом?). Может быть, дело не столько в привычке, сколько в возрасте: ну рано еще этого требовать!

Действительно, умение переходит в навык только в результате длительной отработки. Как-то вычитала: чтобы научиться писать всего одну букву «на автомате», ее нужно прописать не менее 300 раз! Тогда выходит, что домашнее задание должно задаваться не строчками, а страницами, и ежедневно, а не пару раз в неделю (однажды довелось услышать от одной опытной учительницы, что она разрешает делать задание не каждый день; например, если у ребенка день рождения, то можно пропустить… – комментарии излишни!). А иначе всё напрасно! Только вот когда говорят о необязательности и это означает, что не все дети будут делать задания, то как же предполагается сформировать навык у этих «добровольцев» или они изначально обречены на отставание? (Предвижу реакцию: «Как-как? – Как-нибудь!, а вообще все же понимают, что за «рекомендациями» на самом деле стоит слово «надо»...)

И, наконец, любимая козырная карта под девизом: «Что посеешь – то и пожнешь!». Но в этой связи вспоминается диалог:

- Скажите, а вы маленького ребенка за руку через дорогу переводите?
- Ну, конечно!
- А вы не боитесь, что он привыкнет и потом вам его всю жизнь придется за ручку водить?

Абсурд? Конечно! Потому что здесь всё очевидно, потому что все понимают: сегодня – не значит всегда! Ребенок растет, взрослеет, развивается – и то, что было трудным, становится легко достижимым, просто для этого нужно время.

А теперь давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны.

Почему же домашние задание запрещается задавать?

Прежде всего, подобные требования обусловлены физиологическими причинами: у детей в этом возрасте мелкая моторика еще недостаточно развита, и чрезмерные нагрузки вызывают утомляемость, снижение иммунитета, нервно-психические нарушения, причем все это может иметь и отдаленные последствия. Пока ребенок маленький – мы пружину сжимаем, но не надо удивляться, когда она потом выстрелит в виде невроза, агрессии, снижения мотивации… А иногда это происходит и сразу. Когда я набирала экспериментальный класс, родители Егора объяснили свой выбор тем, что когда их старшая дочь училась у одной из передовых учительниц, однажды вечером, будучи в первом классе, она взяла чемодан и стала складывать свои вещи. Оказалось, что девочка решила отправиться на Северный полюс, потому что там нету школы и уроки не задают… Оба родителя – кандидаты наук, но они сказали: «Лучше наш сын будет меньше знать и хуже учиться, чем начнет собирать чемоданы…»

Сгущаю краски? Ну какие такие нагрузки в первом классе, там же совсем немного задают?! Что ж, давайте посмотрим.

Письмо.
Самый нелюбимый предмет у первоклашек. Потому что трудно, потому что пальчики не слушаются, потому что рука быстро устает. Но если в классе есть спасительный звонок и на уроке обязательно проводятся физкультминутки, то дома «две строчки» могут превратиться в многочасовое муку. Ведь если ребенок напишет так, как он пока может, то вряд ли это будет хорошо и ученика (а заодно и маму) за это похвалят. И поэтому дома ребенок исписывает страницы черновиков, пока не станет получаться. Причем снова парадокс: у некоторых детей, более старших и более развитых, и обычно девочек, это получается легко и быстро, но тогда зачем им тренироваться в прописях? А вот те ребята, которым и так тяжело, нередко становятся заложниками родительских и учительских (чего греха таить!) амбиций: «Ах, какая красивая тетрадочка!».

Не скрою, в моей практике тоже были родители, которые «просили» домашнее задание, а я им на это вначале предлагала провести небольшой эксперимент. Итак, в течение двух недель каждый родитель должен был ежедневно каллиграфическим почерком писать несколько строчек крючков и палочек, а потом на собрании мы проанализировали результаты. Для многих родителей стало неожиданностью, что это оказывается совсем непросто! А дальше надо было ответить на серию вопросов: «У кого лучше развита мелкая моторика: у вас или у вашего ребенка? У кого лучше сформированы воля и трудолюбие? Кто более ответственный? и т.д.» И дальше я объявляла, что готова давать домашние задания детям, только при условии аналогичного выполнения их родителями, но странно, желающих больше не находилось…

Аналогично с математикой. 
Нам снова кажется, что в устном счете нет ничего особенного, что ребенок просто ленится или притворяется, ну как такие элементарные вещи нельзя запомнить!. Что ж давайте снова проведем эксперимент. «Эни, бени, рики, таки, турба, урба, синьти, бряки…» – знакомая считалочка, не правда ли? Но на самом деле это искаженные названия цифр по-цыгански. А теперь быстро и без запинки: «Назовите соседей числа «таки», «Чему равна сумма бени и рики», «Бряки – это эни и какое еще число?». Что, получилось? Могут возразить: «А зачем нам это надо, забивать мозги какой-то тарабарщиной?» Ладно, пусть будут не цыганские, а китайские цифры (кстати, очень перспективное направление, уже появились банкоматы с инструкциями на китайском языке). Итак, вот берем первые десять чисел и учим параллельно вместе с учеником их последовательность и состав, решаем примеры на сложение и вычитание. И вот только когда у взрослого начнет от зубов отскакивать: ночью разбуди – расскажет «И, ар, сань, сы, у, лиу, ци, ба, цзеу, ши!», тогда и появляется моральное право требовать того же от ребенка! (просто мы уже забыли, каково это – учиться новому…)

Точно также можно поступить и с чтением: ребенок пусть запоминает буквы, а мы – иероглифы…

А если серьезно, то обычно на дом учитель дает текст, который ребенок должен научиться читать (конечно, небольшой, кто спорит!). Только потом на уроке наш ученик «читает» наизусть, даже не заглядывая в книгу! При этом, если этот же текст записать, поменяв последовательность слов в предложении, и предложить прочитать, то ученик снова будет спотыкаться и ошибаться. Выходит, что мы тренировали память, а не учили читать!

К тому же давайте будем реалистами: обычно домашние задания выполняются по вечерам, когда родители пришли с работы (когда говорят про группы продленного дня, и что все уроки делаются там, то вопрос: «А что, у вас все дети ходят на продленку?» как-то стыдливо игнорируется…) Так вот уставший родитель, со своими проблемами и заботами, возвращается домой и хочет отдохнуть, а тут ребенок со своими уроками… А дальше как в анекдоте: «Ну, что сынок, много задали сегодня? – Орать тебе и орать…». И это та правда жизни, которую учителя также привыкли не замечать, когда «под расписку» выпускали джина из бутылки. Причем, «орать» – это в лучшем случае, а в худшем… (вот когда появятся у нас омбудсмены, тогда и сможем узнать, какого рода насилие и жестокое обращение с детьми скрывается за домашней работой…)

Только снова вопрос: насколько в подобных случаях она являются эффективной и продуктивной, или нас цена не интересует, главное – результат? Но можно ли тогда утверждать, что выбор профессии действительно обусловлен любовью к детям?..

Или, может, ничего страшного, все через это проходят: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Корень ученья горек, зато плод сладок», «Без терпенья нет ученья»… Только давайте не забывать, что речь идет о первоклассниках, которые только приступили к этому непростому занятию. И отбить желание очень легко, только в дальнейшем дети будут учиться из-под палки, потому что должны, а не потому, что хотят.

Но и это, на мой взгляд, не самое тревожное в данной ситуации.

Dura lex, sed lex

Если мы говорим о правовом государстве, то тут возможны только два варианта: законы надо либо исполнять, либо изменять. А сейчас получается, что мы их нарушаем, причем вовлекаем в это детей. Если мы действительно убеждены, что домашние задания необходимы, что требуемое качество обучения без них невозможно, то давайте обращаться в Министерство образования и здравоохранения, чтобы узаконить изменение данного пункта.

Уверена, что если мы сможем найти серьезные аргументы, то они будут услышаны (во всяком случае попробовать можно)…

А сейчас – «Dura lex, sed lex» (закон суров, но его надо выполнять). И поэтому не дети, а мы набираемся терпения и понимаем, что не надо торопиться, что со временем все научаться и писать, и читать, и считать… Если родители хотят заниматься с детьми, то пускай укрепляют руку всевозможными упражнениями, придумывают задачки обо всем, что вокруг; читают детям добрые книжки на ночь. А если уж кому-то совсем невмочь, пусть сами берут прописи и сами занимаются, но без учителя, которые в эти игры отказывается играть.

Потому что нельзя, неправильно, нечестно, чтобы первая учительница приучала детей к тому, что законы – это понарошку, что их можно обходить, главное, чтобы об этом никто не узнал.

Хотя это является неправильным только, если мы действительно хотим жить лучше, а, может, не жили хорошо – нечего и начинать?..

Статья опубликована в газете «Настаўнiцкая газета», 6 января 2018 , номер 2.
Source: https://www.trizway.com/art/primary/650.html

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ПРОПУСК БУКВ» С ПОЗИЦИИ ТРИЗ

При работе со школьниками наблюдал такой момент. В первых классах преобладает логопедическая причина — трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко повышается процент детей с понижением внимания и самоконтроля. Причём буквы пропускать начинают нелогопедические школьники. Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверки больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.

Итак, задача №1. Определить причины пропуска букв у конкретного ребёнка.

Факторы: логопедия, внимание, самоконтроль.

Определить логопедические ошибки нетрудно. Школьник путает похожие звуки или пропускает буквы с неслышимыми или двойными звуками. Чаще всего с буквой Ё.

Определить уровень внимания и самоконтроля по виду ошибок очень трудно. Поэтому переформулируем задачу.

Создать упражнение, в котором будет работать только один фактор: или внимание или самоконтроль.

На первый взгляд это одно и тоже, но давайте посмотрим, как реализуются эти факторы. Внимание идёт через зрение, информация о написанном идёт в мозг, и он контролирует уже написанное. Но нам то нужен самоконтроль того, что ещё не написано. Поэтому убирать из данной пары надо внимание, которое идёт через зрение.

Решение. Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.

Условия. На чистом листе формата А4 три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх — восьми букв. Скорость медленная, а быстрая и не получиться.

Оценка. Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.

Подведём промежуточный итог. Если причина пропусков букв в логопедии, то наблюдаются ошибки в конкретных звуках и местах слов. Упражнений для устранения данной проблемы много. Они направлены на развитие фонетического слуха.

Проблемы с вниманием. Как правило — это ошибки при списывании текстов. В мозг уже поступает неверная информация. Этот фактор можно исключить, если писать тексты под диктовку или свои придуманные слова и предложения.

Давайте проанализируем фактор самоконтроля и способы развития этого качества. В интернете я нашёл множество упражнений направленных на формирование «образа слова»: «Магазин», «Кузовок», «Древнерусское письмо», «Словесные цепочки», «Бухгалтер» и др. Конечно, это хорошие игры и улучшают правописание, но подходят ли они к нашей проблеме — пропуск букв.

Посмотрим объекты, на которые направлены эти игры. Это слова и буквы, из которых они состоят. А теперь возьмём конкретный пример, школьник пишет слово волк без буквы О или Л, при этом он прекрасно знает образ этого слова и потом смеётся, когда видит свою ошибку. Здесь ошибка не привязана к конкретной букве, или звуку, или правилу. Так что же будет объектом для решения данной проблемы?

Сравним слово ВОЛК с результатами написания ВЛК и ВОК. Отличие не в буквах, а в их количестве. Поэтому объектом для задачи надо брать — количество букв в слове и создавать упражнения под этот параметр.

Задача №2. Придумать упражнение-игру, в которой результатом будет правильное количество букв в слове. Ужесточим требование при нелюбви школьников к переписыванию: игра должна быть без написания слов.

Решение: игра с условным названием «Хоккейный счёт».

Правила. Ведущий называет слово, например «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта — 2:3. Время на ответ —5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других. Примеры.

ПАУКИ — 2:1:2, СТОЛ — 4:0, ВЕРБЛЮД — 3:4, ШКОЛЬНИК — 5:3.

Рекомендации.

Вводить условие выигрыша матча, например до 5 или 10 побед или проигрышей.

Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА, а не КО-ШКА.

Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.

Возможная проблема. Ребёнок не умеет делить слова на слоги.

Решение. До игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам. Тренироваться в игре «Хирург». Правила:

Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.

Рекомендации.

Проводить «операции» не менее 30 слов.

Можно делать это в учебнике в упражнениях домашнего задания.

Для закрепления этого навыка использовать приём-игру «тормоза» при выполнении домашнего задания. «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5-ти словах подряд, не теряя обшей скорости письма более 15%.

И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению «образа слова». Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв, да ещё внимание глаз не концентрируется на текущей букве.

В какой-то мере для решения этой проблемы подходит игра-упражнение «Древнерусское письмо», где развивается концентрация внимания и самоконтроль за счёт замены буквы на тире. Минусами является то, что замена идёт только гласных букв и то, что эти буквы не пишутся.

 

Формулируем противоречие: «Буквы должны быть заменены, но они должны быть написаны».

Решение. Замена букв производится с письменной на печатную и не только гласных.

Игра «ПП» — письменная — печатная.

Правило. Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: вЕтЕр.

Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.

Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов — не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.

Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быт записано: «шАКАл КушАл шАшлыК».

Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.

Вторая лига — это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.

Первая лига — это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой К, должно быть написано: «шАкАЛ кушал шашлЫк».

Высшая лига — это когда печатаются буквы за одну, перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: «ШакАл кушал шашЛык».

Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.

 

Итак, для решения проблемы «Пропуск букв» предлагается набор игр в последовательности.

«Жмурки», «Хирург», «Хоккейный счёт», «Тормоза», «ПП».

Из опыта работы с трудными детьми в течении 20 лет, могу сказать, что данная проблема снимается после игр в «жмурки» , «хирурга» и «хоккейный счёт» у 90% школьников. Реже приходилось использовать «Тормоза», а игра «ПП» интересна, как для детей, так и для взрослых, если они будут играть вместе.

Успехов вам, родители и учителя.
Source: https://www.trizway.com/art/primary/518.html

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Полезные ссылки
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz